• МАДОУ "Детский сад №210", Россия, г. Новокузнецк, ул. Колыванская 19 : тел. 31-08-35 / Мурманская 29 : тел. 32-80-18
  • 31-08-35 32-80-18
  • kindergarten210@yandex.ru
  В этом учебном году была проделана большая работа по преодолению нарушений речевого развития. Весь учебный год велась работа над звукопроизношением, обогащением словарного запаса, развитием связной речи, фонематического слуха, а также работа по развитию памяти, мышления, внимания, самоконтроля и мелкой моторики.
В связи с введенным режимом самоизоляции в Кемеровской области, рекомендуем и сейчас нельзя забывать о логопедических занятиях!
Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за этот период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться. Потому этот период нужно использовать для закрепления пройденного материала.
Особенно это касается детей, которые в этом году идут в школу.

Логопедические занятия дома
  Роль речи нельзя недооценивать. Она позволяет человеку выражать свои мысли, общаться с другими людьми. Речь – это основа взаимодействия в социуме. Нарушения речи мешают ребенку выражать свои мысли и поддерживать разговор, они могут привести к появлению комплексов и повлиять на успеваемость в школе.
  При обнаружении в речи у ребенка звуков, которых нет в родном языке или если вам кажется, что речь ребёнка недостаточно развита для его возраста, нужно сразу же обратиться к логопеду. Чем раньше проблема будет обнаружена, тем быстрее и эффективнее можно будет ее исправить.
  Чтобы достичь максимального эффекта и помочь ребенку сделать его речь правильной, грамотной и четкой, мало отдать ребенка в детский сад/центр, где с ним будет работать логопед. Не менее важную роль играют занятия ребенка с родителями дома. Максимально эффективна будет совместная работа логопеда на занятиях и родителей дома.

Общие советы по проведению занятий дома
  Важно, чтобы занятия дома были похожи не на уроки, а на игру. Придумывайте различные истории, чтобы увлечь ребенка. Если проводить занятия в виде игр, то малыш будет охотнее учиться правильно говорить, что, безусловно, поможет достичь больших результатов в короткие сроки.
  Ни в коем случае не злитесь, если у ребенка что-то не выходит! Исправить произношение непросто, нельзя за одно занятие научить малыша произносить четко и ясно все звуки, а также использовать сложные слова. В любом занятии важную роль играет время. Ошибки – это неотъемлемая часть процесса обучения.
  Будьте терпеливы, хвалите ребенка даже за самые малые успехи, поддерживаете, если что-то не выходит. Если срываться и ругать ребенка, то лучше говорить он не будет, а лишь замкнется в себе, что может усугубить речевые проблемы.
Занятия должны быть регулярными. Лучше упражняться по 5 минут в день, чем раз в неделю
1,5 часа.
В самом начале можно начинать занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая их до 15-20 минут два раза в день ( http://sad210nvkz.ru/roditieli_dlia_vas ).

Дыхательная гимнастика
Существуют различные комплексы дыхательной гимнастики. Все они построены на упражнениях, главными элементами которых являются: глубокое дыхание, искусственное затруднение дыхания, задержка дыхания, замедление дыхания, а также поверхностное дыхание.
  Дыхательная гимнастика является хорошей профилактикой заболеваний органов дыхания, развивает несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма. Особенно полезны дыхательные упражнения детям, страдающим частыми простудными заболеваниями, бронхитами, бронхиальной астмой. При заболеваниях органов дыхания проведение такой гимнастики облегчает течение болезни и уменьшает вероятность развития осложнений. Дыхательная гимнастика выполняется как дополнение к традиционному лечению (медикаментозное, физиотерапевтическое).
  Главная задача дыхательной гимнастики для ребенка – это научить его правильно, глубоко дышать, максимально наполнять легкие при вдохе, расширяя при этом грудную клетку, а на выдохе освобождать легкие от остаточного воздуха, выталкивая его путем сжатия легких. Если ребенок не делает полноценного выдоха, то в легких остается некоторое количество «отработанного» воздуха, который мешает поступлению нового свежего воздуха в достаточном объеме. Другие упражнения наоборот подразумевают быстрое поверхностное дыхание.
Занятия дыхательной гимнастикой с детьми
проводят 2 раза в день по 10-15 минут, не раньше чем через 1 час после приема пищи. Дыхательные упражнения можно выполнять вместе с утренней гимнастикой или отдельным комплексом. Занятия для детей проводят в игровой форме.
  Очень полезно в теплое время года выполнять все упражнения на улице, на свежем воздухе. Если занятия проводятся в помещении, то предварительно нужно проветрить комнату.
  Занятия дыхательной гимнастикой с ребенком нужно проводить постоянно, потому что результаты ее применения в плане укрепления иммунитета будут видны после длительного курса (http://sad210nvkz.ru/zanimaiemsia_doma).


Артикуляционная гимнастика
  Артикуляционные упражнения играют огромную роль, т. к. они способствуют развитию речевого аппарата, благодаря чему дети учатся управлять им и справятся с произношением даже сложных звуков.
Базовый комплекс артикуляционных упражнений:
· «Заборчик» – удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены.
· «Трубочка» – вытягивание губ вперёд трубочкой (зубы сомкнуты).
· «Заборчик-трубочка» – чередование положения губ в улыбке и трубочкой.
· «Лопатка» – удерживание широкого языка на нижней губе в спокойном, расслабленном состоянии.
· «Иголка» – удерживание узкого языка между резами.
· «Лопатка-иголка» – чередование соответствующих упражнений.
· «Качели» - чередование движений языка вверх и вниз с удерживанием в течение пяти секунд в каждой позиции.
· «Блинчик» - удерживание языка за нижними зубами в спокойном, расслабленном состоянии.
  Рекомендуется проводить артикуляционную гимнастику перед зеркалом. Делайте упражнения вместе с ребенком. Лучше купить большое зеркало, в котором будет видно не только ребенка, но и вас. В этом случае малыш сможет повторять все действия. Так как оптимальный вариант – упражняться сидя, то лучше приобрести настольное зеркало.
Делать артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, 1-2 раза в день по 3-5 минут. Все упражнения должны выполняться без напряжения (ребёнок сидит спокойно, плечи не поднимаются). Каждое упражнение следует выполнять по пять раз, каждый подход не дольше 5 секунд (под счёт, который ведёт взрослый). В день добавлять по одному новому упражнению, а при затруднении выполнения упражнения нужно вернуться к более простому.


Несколько идей и приёмов как развить мелкую моторику
· Купите шарик Су-джок, который состоит из двух частей: колючего шарика и пружинки. Пружинку надевайте поочередно на пальчики, проговаривая потешки или просто называя пальчики, а шарик катайте по ладошкам и пальчикам малыша.
· Соревнуйтесь в перетягивании пальчиками ленточек, верёвочек, карандашей, шнурков.
· Заверните в фольгу мелкие предметы - пусть ребенок их разворачивает.
· Пусть ребёнок летом, по дороге с дачи, обрывает по одному лепестку с ромашки.
· Пускай давит пузырьки на воздушно-пузырьковой упаковочной пленке.
· Разрешайте ребёнку самому застегивать и расстегивать пуговицы, откручивать и закручивать крышки у пластиковых бутылок.
· Дайте миску со смешанным горохом и фасолью или с более мелкими крупами для усложнения задачи - попросите ребёнка рассортировать.
· Дайте ребёнку мелкие предметы и попросите сложить их по одному в пластиковую бутылку через горлышко. Вариант игры на море - собирание мелких камушков в бутылку. Это игра также учит малыша определять на глаз размер предметов.
· Пусть ребёнок наматывает ленту на палочку или пальчик.
· Поиграйте с прищепками! Пусть ребёнок развешивает сушиться кукольную одежду. А если присоединить прищепки к желтому кругу, вырезанному из картона, то получится солнышко!

Роль родителей в обучении и воспитании ребенка огромна. Справятся ли родители самостоятельно с трудностями малыша будет зависеть в первую очередь от того, какое нарушение явилось причиной нарушения речи. Например, проблемы с речью, связанные с дислалией, могут выровняться сами по себе, а вот дизартрические нарушения нуждаются в подключении логопеда и часто - невролога. Но в любом случае важно заниматься с ребенком дома, тогда ребенок быстрее сможет справиться со всеми речевыми трудностями и освоить навыки общения ( http://sad210nvkz.ru/zanimaiemsia_doma)

Упражнения со специальной литературой
  В настоящее время ассортимент методических пособий огромен. При выборе нужно ориентироваться на издания с яркими иллюстрациями, они привлекают внимание и поддерживают интерес у ребенка.
  Для автоматизации звуков мы рекомендуем использовать следующую литературу:
Л.А. Комарова «Автоматизация звуков в игровых упражнениях». Звуки [С], [Ц], [Ш], [Ж], [Ч,Щ], [Л], [Л’], [Р], [Р’].


Звук С

Размер файла: 2.15 мб

Звук Ц

Размер файла: 5.31 мб

Звук Ш

Размер файла: 77.94 кб

Звук Ж

Размер файла: 2.23 мб

Звуки Ч-Щ

Размер файла: 2.38 мб

Звук Л

Размер файла: 2.57 мб

Звук ЛЬ

Размер файла: 4.81 мб

Звук Р

Размер файла: 5.39 мб

Звук РЬ

Размер файла: 5.05 мб